БЭСМ

После успешной сдачи зимней лабораторно-экзаменационной сессии, последней в нашей студенческой жизни, прохождения преддипломной практики на руднике «Текели» и сдачи госэкзамена наступил четырёхмесячный период разработки дипломного проекта. Проект состоит из двенадцати листов чертежей, выполненных на ватмане карандашом (разрешалось не более двух, выполненных тушью) и пояснительной записки, объёмом в сто — сто двадцать листов рукописного текста. Руководителем моего дипломного проекта был заведующий кафедрой подземной разработки месторождений полезных ископаемых. В связи с большой загруженностью завкафедрой в моменты своего отсутствия поручил своему заместителю курировать мой проект. Последовательно раздел за разделом стал разрабатывать проект, расчёты, текст и чертежи. По мере готовности относил в институт для согласования с консультантами.
В целом, работа шла по составленному мной календарному графику. Подошёл момент, когда оставался заключительный раздел проекта — экономический. Решил согласовать с руководителем проекта и отправился в институт. В этот день завкафедрой был на месте и стал смотреть выполненные разделы проекта. Просмотрев, он ненадолго задумался, затем сказал, что расчёты по выбору схемы вскрытия месторождения и основного технологического оборудования необходимо выполнить на ЭВМ. Кроме того, расчёты параметров закладочной смеси в специальной части проекта следует выполнить по методике, изложенной в журнале Академии наук Казахской ССР.
Для редактирования спецчасти проекта я отправился в библиотеку имени А. С. Пушкина, где в читальном зале получил нужный номер журнала. На изменения в расчётах спецчасти ушло два дня. Хорошо, что внесённые изменения не коснулись чертежей. А вот с выбором схемы вскрытия и основного технологического оборудования дело было сложнее.
Для консультации я обратился к профессору, кандидату технических наук, который давал студентам-горнякам навыки «общения» с большой электронно-счётной машиной. По его совету я отправился к доценту, который занимался разработкой алгоритмов для решения задач на БЭСМ. Доцент дал мне алгоритмы для выбора схемы вскрытия и выбора основного технологического оборудования с использованием БЭСМ. В соответствии с ними мне необходимо было определить числовые значения вводимых параметров. Затем подготовить по каждой задаче пакет перфокарт. Для этого я отправился к студентам факультета информатики и вычислительной техники. По моей просьбе мне изготовили два пакета перфокарт, с которыми я отправился к профессору и с ним в помещение, где располагалась БЭСМ. Профессор загрузил поочерёдно пакеты перфокарт для тестирования. Один пакет был без ошибок, другой — с ошибками на некоторых перфокартах. Пришлось повторно идти на факультет вычислительной техники и заново изготовить пакет. На все эти «хождения» день за днём прошла неделя.
И вот в завершающий день тестирование исправленного пакета показало отсутствие ошибок. Профессор загрузил первый пакет перфокарт в режиме «вычисление».
Машина после недолгой обработки начала выдавать результаты расчётов на рулонной бумаге. Аналогичная процедура была проведена и со вторым пакетом.
Результаты расчётов на БЭСМ меня полностью устраивали, так как совпали с теми, которые я выполнил вручную (на калькуляторе) ранее. Переделывать чертежи необходимости не было. Можно было заканчивать работу над последним разделом дипломного проекта.
К этому времени мои сокурсники уже закончили свои проекты, а некоторые даже оформили пояснительную записку в переплётной института.