ДГА-500

ДГА-500

Посвящается моим коллегам рабочим и инженерам

Лениногорского пусконаладочного участка:

Антропову Виктору, Богданову Владимиру, Воробьёву Александру,

Вульферт Юрию, Кирсанову Виктору, Красовскому Владимиру,

Ожогиной Галине, Феклистову Юрию, Цой Николаю, Цурпал Юрию.

Многих, к сожалению, уже нет с нами. Светлая память.

Во второй половине 80-х я работал на пуско-наладочном участке научно-производственного объединения «Союзцветметавтоматика». В один из летних дней меня и молодого инженера нашей группы Юрия вызвал начальник участка. Когда мы вошли в кабинет начальника, там сидел незнакомый нам человек. Поздоровались. Начальник представил нам незнакомца:

— Главный энергетик рудника «Чекмарь».

Главный энергетик рудника рассказал нам, что несколько месяцев ранее получили дизель-генераторный агрегат ДГА-500. Агрегат установлен на фундамент в отдельном здании, специалисты цеха АСУиТА (автоматизированных систем управления и телеавтоматики) комбината произвели монтаж контрольно-измерительных приборов на внешней панели. Однако, запустить генератор не удалось. Время проходит, заканчиваются вскрышные работы на карьере, а для работы по добыче руды необходим мощный источник электроэнергии.

— Вся надежда на вас. Выручайте.

Я попросил документацию на ДГА. Главный энергетик достал из своего портфеля пухлую папку и передал мне. Так как рудник «Чекмарь» расположен достаточно далеко от города, то я спросил когда надо ехать и на каком транспорте.

— Завтра утром я заеду на рудничном УАЗике.

Попрощавшись, главный энергетик ушёл. На ознакомление с документацией у меня были одни сутки. Особенностью синхронного генератора трёхфазного тока было автоматическое регулирование напряжения. Весь рабочий день я знакомился с технической документацией: описание, инструкции по эксплуатации и схемы. Из-за солидного объёма информации взял папку после окончания рабочего дня домой.

На следующее утро подъехал рудничный УАЗик, в котором, кроме водителя, сидел главный энергетик на переднем пассажирском сидении. Мы с Юрием разместились на заднем сидении, прихватив с собой документацию и тестер. По дороге с асфальтово-бетонным покрытием машина двигалась на приличной скорости. Но чем дальше от города, тем хуже была дорога, асфальтово-бетонное покрытие сменилось грунтовой дорогой с подсыпкой щебня и скорость движения снизилась. В общей сложности прошло около одного часа, когда мы подъехали к руднику «Чекмарь». Машина остановилась около здания ДЭС (дизель-электро станции). Следом за главным энергетиком мы с Юрием вошли во внутрь станции. После чистого воздуха пихтового леса на берегу реки «Уба» в помещении резко пахло дизельным топливом. А яркий солнечный день сменил полумрак зала, в котором стоял ДГА. Вдоль стены расположен щит с контрольно-измерительными приборами и элементами автоматического управления генератором. Главный энергетик зашёл в небольшую комнату, примыкающую к залу. Вышел с дизелистом в промасленном комбинезоне. По команде энергетика дизелист запустил двигатель, который производил много шума и, как мне показалось, усилился запах дизельного топлива. Подошли поближе к приборам на щите. Всё на «нуле»: напряжение, частота, ток возбуждения генератора.

— Вот результат работы комбинатовских «киповцев» (специалистов цеха АСУиТА) на протяжении месяца.

Сказав это, главный энергетик скомандовал «стоп» и дизелист заглушил двигатель. Установилась тишина. Главный энергетик ушёл из здания ДЭС, дизелист вернулся в свою комнату. Я открыл папку с документацией, достал монтажную схему и мы с Юрием приступили к проверке монтажа цепей управления на щите. В течение всего рабочего дня мы проверяли соответствие подключения маркированных проводов на щите монтажной схеме. Проверяли с помощью тестера маркировку проводов в жгуте. Обнаружили и устранили несколько ошибок. В конце рабочего дня подъехал к ДЭС главный энергетик на УАЗике. Домой вернулись в вечерних сумерках, водитель по указанному адресу подвёз нас до дома. Ещё по дороге я сказал главному энергетику, что завтра нам понадобятся автомобильный аккумулятор на 24 В, два провода марки ПС длиной по 2 м и две пары диэлектрических перчаток. Главный энергетик с удивлением посмотрел на меня, но ничего не спросил, а только кивнул — «хорошо».

На следующее утро мы закончили с проверкой. Перед обеденным перерывом приехал главный энергетик, позвонил старшему электрику. К ДЭС подъехала ПДМ, в ковше которой был аккумулятор и провода. Аккумулятор внесли в зал и поставили рядом со щитом управления. Так как провода были одинаковые, мы с Юрием один из них «замаркировали» ПХВ трубкой на концах. Надели перчатки, которые принёс старший электрик. Договорились, что на щите Юрий прижмёт к контактным площадкам провода, а я «включу» и «выключу» — на аккумуляторе. По команде энергетика дизелист запустил двигатель. Выждав небольшую паузу я прижал концы проводов к клеммам аккумулятора. К шуму работающего двигателя заметно добавился «вой» генератора. Вой плавно нарастал. Но, когда я уже собирался убрать с клемм аккумулятора провода, вдруг раздался треск, стена, где был Юрий, ярко осветилась. Из-за щита вышел ошеломлённый Юрий с проводами в руках. Нарастающий вой генератора вывел его из «равновесия» и он «отключил» провода. Подошли к приборам. Все приборы «ожили». Главный энергетик сказал старшему электрику, чтобы тот распорядился включить всё возможное электрооборудование на промплощадке и карьере. Стрелка амперметра «поползла» вверх. Но напряжение и частота были «в норме». Главный энергетик бросился к нам и стал жать нам руки и благодарить. Домой мы вернулись раньше, чем вчера.

11:32
233
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...