Пятая

Посвящается моему коллеге
Векленко Николаю Семёновичу
Пятая
Это произошло зимой в начале 90-х. Подошло время для согласования документов (проектов и паспортов списания выемочных единиц) в Управлении Восточно-Казахстанского округа Госгортехнадзора, расположенном в Усть-Каменогорске. Перед поездкой главный инженер в конце рабочего дня вызвал меня и Никиту Силыча (имена изменены) маркшейдера по охране недр. Определили какие документы повезём на согласование и время выезда (7:00) с рудника. На следующее утро мы с Силычем вдвоём ждали «главного» у его закрытого кабинета в 6:45. В 7:05 подошёл «главный» и, поздоровавшись с нами, бросил на ходу:
— служебная машина сегодня занята, поедем на моей.
Тут необходимо отметить, что новую машину — «девятку» — «главный» приобрёл всего месяц тому назад, опыт вождения у него отсутствовал полностью. Автодорога «Лениногорск — Усть-Каменогорск» расположена в гористой местности и её отдельные участки представляют опасность даже в летнее время, а что говорить про зимнее время!
Главный взял папку с документами и мы вышли на улицу. У крыльца стояла новенькая вишнёвая «девятка». Никита Силыч сел на заднее сиденье, а я — на переднее пассажирское. Главный запустил двигатель и, прогрев его минуты три, двинулись в путь. С погодой повезло: утренний морозец (около -20) постепенно переходил в тихий солнечный день. На выезде из города «девятка» легко одолела подъём на «Козлушку» (прозванный «Тёщин язык») и покатила по недавно почищенной дороге. Снега было много, поэтому с обеих сторон дороги возвышались стенки плотного снега от пол- до полутора метров. Как правило в пути начали рассказывать смешные житейские истории и анекдоты. Никита Силыч, как более опытный и хороший рассказчик, знал много случаев и историй из жизни, а в его изложении даже, казалось бы, обычная история приобретала оттенки тонкого юмора. Так, за разговорами мы проехали более половины пути. Чем ближе к Усть-Каменогорску, тем чаще встречались участки, где асфальтовое полотно дороги было свободно от снега. На одном из таких участков главный спросил:
— показать пятую?
Мне было понятно, что речь идёт о пятой ступени коробки переключения передач, повышающей. В моём «Иж-комби» их было только четыре: первая, вторая, третья понижающие и четвёртая — прямая. Поэтому я легкомысленно согласился.
Звук мотора заметно изменился, я бросил взгляд на спидометр — 150 км/час. На тёмном асфальте, летящем под колёса «девятки», местами мелькали светлые пластинки наледи. В этот момент я вспомнил, как однажды летом на горизонтальном участке дороги разогнал свой автомобиль до 100 км/час и почувствовал, что от малейшей кочки на дороге его тянет то в одну, то в другую сторону. Не успел я сказать, чтобы «главный» снизил скорость, как «девятка» перестала быть управляема, её резко кинуло вправо, ударившись о снежную стенку, словно хоккейная шайба на льду, машина помчалась к левому борту. Руки «главного» сжимали руль так, что побелели костяшки пальцев, вместо того, чтобы поворачивать в сторону заноса, он крутил в противоположном направлении.
— не крути руль, плавно убирай газ.
Медленно произнёс я. В это время, машина, ударившись о левую стенку, понеслась к правой.
Нужно отметить, что с приближением к Усть-Каменогорску встречных машин становилось всё больше, интервал составлял три — пять минут. Я бросил взгляд на дорогу: навстречу двигался «Урал»! Оставалось каких-то пара минут до встречи. Но нашу машину немного развернуло и она ударилась о снежную стенку не боком, а передним бампером. Пробив стенку, машина пролетела по глубокому сугробу метров двадцать и заглохла. В салоне — полная тишина. Посмотрел на главного. Он сидел, держась обеими руками за руль, и смотрел вперёд, словно мы не остановились. Обернулся к Силычу. Он, не говоря ни слова, посмотрел на меня. Зная, что у него проблемы со здоровьем, спросил:
— как ты?
— нормально.
Тихо произнёс Силыч. В это время со стороны дороги послышался шум и голоса людей. Это остановился встречный вахтовый автобус «Урал», который принадлежал Лениногорской ГРЭ. Главный попытался запустить мотор, чтобы задним ходом выехать на дорогу. После нескольких попыток мотор заработал, но глубокий, рыхлый снег не «отпускал» свою добычу. Главный попытался выйти, но не тут-то было! Дверь не открывалась, зажатая снегом. Тогда он надавил на дверь, в небольшую щель просунул ногу и стал приминать снег. Минут через пять ему удалось выбраться из машины. Водитель «Урала» крикнул, что он кинет конец верёвки, которой «Уралом» вытащит «девятку» из сугроба. Мне тоже удалось выбраться из машины. Глянул на передние колёса — максимально повёрнуты влево! Когда верёвка была закреплена на обеих машинах, главный сказал:
— я буду смотреть, а ты садись за руль.
Сел за руль, первым делом выставил передние колёса на прямолинейное движение, рычаг КПП поставил в нейтральное положение, проверил положение стояночного тормоза и стал ждать. Заработал «Урал», нашу машину резко дёрнуло и медленно потянуло к дороге.
Уже на дороге осмотрели «девятку». Никаких видимых повреждений! Попрощались, поблагодарили работников ГРЭ. «Урал» продолжил свой путь в Лениногорск. Мы сели в «девятку» и двинулись в сторону Усть-Каменогорска. Посмотрел на часы и поразился: столько событий произошло, а времени на это ушло менее 20 минут. Остаток пути проделали на вполне разумной для зимней дороги скорости. Прибыв в Управление, согласовали документы со специалистами Госгортехнадзора, получили протокол согласования и через три часа отправились в Лениногорск.
На следующий день, ближе к обеду, зашёл в маркшейдерский отдел к старшему маркшейдеру. В отделе было безлюдно, все в шахте, за своими столами сидели старший маркшейдер и маркшейдер по охране недр (Никита Силыч). Переговорил со старшим и, уходя, глянул на Силыча. Тот машет, мне рукой «подойди». Подошёл к его столу, он тихо спрашивает:
— Никому на руднике не говорил про вчерашнее?
— Нет, а в чём дело?!
— Я пошёл покурить с мужиками, а там вовсю обсуждают рассказ главного о вчерашнем случае!
— ???
— Но самое важное то, что мы с тобой вчера обделались от страха а главному — «всё нипочём»!
Помолчал немного, говорю Силычу:
— Тогда включай пятую!