Определение ширины выработки
Определение ширины выработки
На практике нередко встречается типичная ошибка в проектной документации при вычерчивании транспортной горной выработки на закруглении. Ошибка заключается в завышении ширины выработки и занижении протяжённости «переходного» участка выработки (переход прямолинейного движения в криволинейное).
Определение габаритной полосы
Определение термина:
«Под габаритной полосой движения понимается площадь дорожного полотна, ограниченная проекциями траекторий наружной и внутренней габаритных точек транспортного средства по отношению к мгновенному центру кривизны».
Рассмотрим на примере.
Необходимо определить ширину выработки на закруглении при использовании шахтного самосвала AD45B Caterpillar с кузовом 25 м3.
Основные размеры представлены на рис. 1 и 2.
Рис. 1
Рис. 2
По рис. 2 видно, что предельный угол составляет 42,5о, при котором внешний радиус Rout= 9291 мм, внутренний R in= 5610 мм. Габаритная полоса движения составляет:
Rout — R in = 9291-5610 = 3681 мм
Зададим радиус закругления равным 40 м. Построим два прямоугольных треугольника с общей гипотенузой.
Первый треугольник:
радиус закругления — катет 40000 мм
расстояние между осью сочленения и задним мостом — катет 3650 мм
рассчитываем длину гипотенузы по формуле:
, где a и b — катеты, c = 40166 мм
Второй треугольник:
расстояние между осью сочленения и передним мостом — катет 1920 мм
гипотенуза 40166 мм
рассчитываем длину катета по формуле:
, a = 40120 мм
Определяем угол, противолежащий меньшему катету:
для первого треугольника β = arctg(3650/40000) = 5о
для второго треугольника β = arctg(1920/40120) = 3о
суммарный угол 8о
См. рис. 3, 4
Рис. 3
Рис. 4
При движении по закруглению с радиусом 40 м угол между осями передней и задней частей самосвала составит 8о. Найдя угол, чертим поворачивающий самосвал и графически определяем ширину габаритной полосы движения.
Рис. 5
Из рис. 5 видно, что габаритная полоса движения составляет:
Rout — R in = 41767-38400 = 3367 мм.
Определение ширины выработки
В зависимости от назначения выработки и скорости передвижения транспортного средства правилами безопасности устанавливаются зазоры между наиболее выступающей частью транспортного средства и стенкой (крепью) выработки или размещённым в выработке оборудованием. Определим, что закругление является частью автотранспортного уклона с возможностью передвижения людей пешком. Зазоры составят 1200 мм со стороны прохода для людей и 500 мм с другой стороны. Ширина выработки в свету составит:
1200 + 3367 + 500 = 5067, округляем до 5100 мм
Определение длины «переходного» участка выработки
При переходе прямолинейного движения самосвала в криволинейное (и обратно) процесс изменения габаритной полосы движения завершается в момент прохождения задних колёс самосвала границы стыка осей (прямолинейной и криволинейной). При этом длина участка составляет сумму расстояний: между передним бампером и передним мостом (п. 10 рис. 1, = 3718 мм) и между передним мостом и задним мостом — колёсная база — (п. 12 рис. 1, = 5570 мм): 3718 + 5570 = 9288, округляем 9300 мм.
Скачать файл:
https://cloud.mail.ru/public/oWP2/bbjbsZaXY
Для облегчения расчёта угла между осями передней и задней частей самосвала можно воспользоваться готовой таблицей.
Скачать файл:
https://cloud.mail.ru/public/bCkF/SRKZijQdE
Примечание:
— файл «расчёт.ods» создан в приложении OpenOffice Calc
— для снятия защиты с листа «угол» введите пароль «123»
Работа с таблицей: