Инженерная геодезия

Тип статьи:
Из моей жизни

Экзамен по инженерной геодезии

     Эта история произошла более сорока лет тому назад. Но, так как она касается реальных людей, то имена и фамилии героев повествования изменены.     

 Курс инженерной геодезии состоял из теоретических занятий в кабинетах общетехнического факультета и практических занятий (полевых работ).

     В связи с отсутствием штатного преподавателя, занятия по инженерной геодезии вела маркшейдер с большим практическим опытом Сарычева Татьяна Артуровна.

     По окончании учебного семестра, в расписании летней лабораторно-экзаменационной сессии был обозначен экзамен по инженерной геодезии. Подошёл день экзамена. Заранее оговорив подготовку к экзамену, был принесён большой букет крупных цветов. У секретаря факультета, молодой женщины, был одолжен графин и, наполненный водой, с большим красивым букетом водружён на столе преподавателя. Замысел был нехитрым: букет существенно сокращал область контроля с места преподавателя, что позволяло студентам использовать шпаргалки при подготовке. А надо сказать, что Сарычева Т.А. ещё до сессии предупредила нас: кто на экзамене попадётся ей со шпаргалкой, тот будет выдворен из кабинета и пересдавать экзамен по инженерной геодезии будет после окончания сессии. Наступил час «Х», в кабинет вошла Татьяна Артуровна, поздоровалась и прошла к столу с букетом. Цветы ей понравились, похвалила и … убрала графин с букетом со стола, поставив его на свободный стул возле стола. В кабинете стояла такая тишина, что было слышно как на оконном стекле зудит муха, пытаясь вырваться на волю. Управившись с букетом, Татьяна Артуровна присела на свой стул и посмотрела на наши обескураженные лица.

     «Что-то вы приуныли, братцы кролики — бодро произнесла Татьяна Артуровна и добавила: — надеюсь, подготовка к экзамену прошла на высшем уровне и в зачётках будут отметки «отлично» и «хорошо»!

     Однако её слова, почему-то, оптимизма нам не добавили, но, сделав вид, что она этого не замечает, Татьяна Артуровна перешла к разъяснению порядка проведения экзамена. Все должны были выйти из кабинета, кроме трёх самых храбрых, которые первыми будут подвержены экзекуции под названием «экзамен». Последующие заходят в кабинет по одному после выхода «отстрелявшегося» студента.

     После провала «Плана А» с букетом цветов, оставалась надежда на «План Б»: вся группа будет готовиться по билетам в кабинете одновременно, при этом «счастливчикам» на задних партах, улучшив момент, удастся воспользоваться шпаргалками. Самые инициативные стали предлагать альтернативный порядок проведения экзамена, обосновывая его тем, что экзамен пройдёт гораздо быстрее и к обеду полностью завершится. Татьяна Артуровна выслушала высказывания, выдержала паузу, как бы в раздумье, посмотрела на наши, застывшие в ожидании, лица и … твёрдо отвергла наше предложение. После провала двух планов, как говорится «не солоно хлебавши», мы выходили из кабинета в коридор, кроме троих, оставшихся «на заклание» и Татьяны Артуровны, сидевшей у стола, с нивелиром и теодолитом позади неё.

     Шло время, шёл экзамен и, вопреки нашим мрачным прогнозам, «неудов.» не было. И вот захожу я последним в кабинет (по правилам факультета староста во время экзаменов обеспечивает явку студентов на экзамен и сдаёт экзамен последним). Подаю Татьяне Артуровне свою «зачётку», беру со стола билет и чистый листок, продиктовав номер билета, сажусь за парту.

     В соседнем ряду готовится Фёдоров Алексей, шутник и хохмач нашей группы, но, судя по его хмурому лицу, дела его не очень хороши. Применить шпаргалку, сидя в двух метрах от преподавателя, смог бы только фокусник.

     За спиной Татьяны Артуровны рядом с теодолитом стоит Намаков Семён, отвечая на последний вопрос билета, который связан с составными частями инструмента. Так как Сёма пропустил практические занятия, то он весьма смутно представлял себе устройство теодолита. Поэтому, воспользовавшись тем, что Татьяна Артуровна заполняла экзаменационный лист, склонившись над столом, Сёма закрыл от неё инструмент своей массивной фигурой и, тыкая пальцем в одну точку инструмента, монотонно произносил: «теодолит состоит из треноги, алидады, уровня, лимба ...».

     В это время Алексей, действуя по принципу «пан или пропал», не вставая со своего места, молча, потянулся через проход и кладёт на мою парту свои билет и чистый листок, чтобы я «накидал» ответы. Услышав шорох, Татьяна Артуровна посмотрела на нас и сказала: — «я вас сейчас выгоню!». Сёма, стоявший лицом к теодолиту и задом к нам, манипуляций Алексея не видел и угрозу преподавателя принял на свой счёт. Далее события очень стремительно развивались так. Сёма, стокилограммовый, двухметровый детина буквально рухнул на стол Татьяны Артуровны с воплем: — «Простите! Простите меня! Я нервный!». От неожиданности Татьяна Артуровна отпрянула от стола и с испугом смотрела на Сёмкино представление. Я зажал свой рот рукой, чтобы не расхохотаться вслух, справа с шумом и хохотом упал с парты Алексей. Татьяна Артуровна взяла со стола графин с питьевой водой, наполнила стакан и подала Сёме со словами: — «успокойтесь Намаков, пожалуйста». Сёма берёт стакан с водой, пьёт, при этом постукивает зубами о край стакана (артист!), ставит стакан на стол и благодарит преподавателя. Татьяна Артуровна берёт со стола Сёмкину «зачётку» и подаёт ему (оказывается отметка уже была поставлена!) со словами: — «Вам Намаков не в горный, а в театральный институт надо было поступать». Сёма посмотрел в «зачётку» и со счастливой улыбкой вышел из кабинета. 

RSS
12:26

Описанный случай с Намаковым Сёмой — не единственный. Для него такие предметы, как математика, физика, химия, аналитическая геометрия, были сущим наказанием. Уверенно он себя чувствовал на занятиях по истории КПСС и философии. Помню, как перед семинаром по истории КПСС ребята просили Сёмку выступить и максимально затянуть время, чтобы других слушать уже не было времени. Сёма выдержал паузу, посмотрел на нас и дал своё согласие. Историю КПСС нам преподавал серьёзный, строгий и солидный человек, который напоминал нам время от времени, что мы ходим не на курсы кройки и шитья, а в политехнический институт. И вот, семинар начался. Преподаватель проверил по журналу явку на занятие, затем огласил тему обсуждения и спросил о наличии среди нас желающих выступить по теме. Все дружно и сосредоточенно уткнулись носами в конспекты и учебники. Повисла тишина в кабинете. 

— Что? Нет желающих?! Тогда я предлагаю послушать ..., — смотрит в журнал преподаватель.

— Сёма, ну ты что ...? — слышу за спиной возмущённый шёпот.

Преподаватель уже выбрал «жертву» и, подняв голову, смотрит на нас. В это время Сёма поднимает руку. 

— Ага, есть желающий. Прошу, Намаков.

Сёма, медленно, не спеша, поднимается со своего стула, выдерживает паузу и… начинает «лить воду». Монотонно, ровным голосом он вещает общеизвестные фразы, которые к обсуждаемой теме не имеют никакого отношения. Преподаватель в начале слушал, прохаживаясь по кабинету, затем, минут через пятнадцать, не выдерживает:

— Ближе к теме, Намаков!

— Вот, я уже подхожу, — заявляет Сёма и продолжает «лить воду». 

Послушав ещё минут десять, преподаватель возмущённо останавливает Сёму:

— Садитесь, Намаков. Что-то вы слишком медленно подходите!

Сёмка пожимает плечами и, сделав удивлённую гримасу «я старался, но меня не поняли», садится. Преподаватель коротко, в нескольких предложениях завершает тему. Смотрит на часы и сообщает нам, что переходим к следующей теме, хоть времени осталось мало. Вновь спрашивает, кто желает выступить. Смотрит на нас. После паузы поднимается одна рука. Сёмкина.

Загрузка...